Школьный музей даёт возможность учащимся попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.
В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе актива школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Современное общество нуждается в особом типе личности – личности, которая стремится к достижению успеха, проявляет профессиональную, социальную, гражданскую активность. Но эта личность не должна забывать о своих родовых корнях, слепо копировать «западный» образ жизни, забывать о связи поколений. И здесь музей играет ключевую роль, превращаясь в центр духовной, нравственной, эстетической культуры. В процессе развития метапредметных компетенций учащихся мы выделяем следующие основные направления и сферы деятельности музея.
Образовательная и культурно-образовательная деятельность:
- разработка и проведение метапредметных и интегрированных уроков на основе музейного предмета;
- разработка и апробация модулей музейно-педагогических занятий для учащихся разных возрастных категорий, а также жителей микрорайона и района;
- организация мастер-классов и творческих занятий в условиях музейной среды.
Экспозиционно-выставочная деятельность:
- организация временных тематических выставок;
- развитие стационарной экспозиции;
- проведение экскурсий.
Поисковая и краеведческая деятельность:
- работа по пополнению фондов школьного музея;
- поиск, классификация и изучение музейных предметов и исторических источников.
Опытно-экспериментальная деятельность:
- разработка и применение инновационных программ, методик, технологий в целях формирования на уроках и занятиях в музее
Научно-просветительская и информационная деятельность:
- реализация проекта «Виртуальный музей»;
- освещение в информационном пространстве на сайте школы деятельности музея;
- организация научно-практических конференций и семинаров, посвященных проблемам развития школьных музеев и духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе освоения ими экспозиции школьного музея.
Интеграционная деятельность:
- интеграция с социальными институтами, выполняющими функции воспитания и просвещения: школой, вузами, семьей, театрами, библиотекой, сотрудничество с другими музеями.
Художественно-эстетическая деятельность:
- оформление временных и постоянных экспозиций;
- реставрация музейных предметов, фотоматериалов.